Практические рекомендации ведущих мастеров по изучению ката

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩИХ МАСТЕРОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КАТА

(КАТА- «ФОРМА», «ОБРАЗ»)

 

НЕ СТАРАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ ПУТЬ ДРЕВНИХ,

А СТРЕМИТЕСЬ НАЙТИ ТО,

ЧТО ОНИ ИСКАЛИ.

Басё

Основатель стиля каратэ-до Сётокан Гичин Фунакоси в своей книге «Каратэ-до:Мой путь» писал о ката:

«Каратэ-до состоит из большого числа ката, базовых движений и приемов,которые ученик не в состоянии усвоить за короткий промежуток времени. Все приемы взаимосвязаны, если до конца не понимать суть каждого из них, тебя ждет неудача на долгом пути.Но если ты овладел одним приемом, то ты сможешь открыть для себя взаимосвязь его с другим. Ты должен понять, что все ката могут быть сведены к нескольким базовым. И если ты научился мастерски выполнять одно из них, то вскоре ты сможешь понять и другие…»

 

Основатель Сито-Рю Кэнва Мабуни писал о ката следующее:

«Самое важное в каратэ- это ката. В них собраны воедино приемы защиты и нападения. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его правильно. Кое-кто полагает, что можно практиковать только спарринг, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ. Одна-две ката- вот единственное,что нужно человеку, если только выполнять их чётко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как ба ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений он бесполезен без должной глубины.

Сколько бы человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одна-две ката, и когда придет время их применить, то не зависимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.»

 

Хироказу Каназава выделяет несколько важных моментов исполнения ката, а именно:

 

- собранность и готовность к действию;четкое различие и разделение активных и пассивных действий.

-точный боевой ритм перемещений

-различие быстрых и медленных движений

- четкое разделение фаз напряжения и расслабления; правильное дыхание;

-четкое понимание смысла любого действия, подразумевающего наличие воображаемых противников

-максимальная концентрация психических и физических усилий (Киай) в ключевых моментах воображаемого боя;

-точное соблюдение схемы перемещения и, следовательно, возврат в исходную точку;

-взгляд, выражающий готовность продолжать бой, волевую концентрацию и уверенность (состояние Заншин)

 

Хироказу Каназава говорит о ката следующие:

«Ката представляет собой наследие, оставленное мастерами прошлого, которые создали приемы, проходя через личные схватки, духовный и эмоциональный опыт. Следовательно, помимо боевых приемов реального боя, ката представляет собой и форму тренинга тела, что может быть использовано в качестве метода физического оздоровления и реабилитации

Бой с воображаемым противником в ката- это личный поиск,  и только в таком смысле ментальный тренинг в боевых искусствах представляет ценность.

Каллиграф создает произведения искусства тушью на бумаге, а адепт воинских искусств выражает себя в исполнении боевых приемов.

Выполняя ката, оставайтесь спокойным, сохраняйте невозмутимость разума. Мы должны постоянно концентрировать и удерживать Ки до самого последнего движения. Мы должны в равной степени координировать сознание и мощь тела в каждом движении с правильным дыханием. Из каждых трех выполненных ката одно делайте без всякого напряжения, чтобы проследить правильность последовательность напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Концентрация Ки осуществляется в Тандене (энергитический центр и центр тяжести человека, расположен на 4 см ниже пупка в середине корпуса), вместе, где энергия наиболее эффективна поможет телу расслабиться, и сознанию сохраниться чистым. И таким образом каждый прием наполняется жизненной силой. Я предпочитаю именно такую форму тренинга, когда выполняется ката.

Мы должны отрабатывать большое количество ката и всегда применять их в соответствии с собственным техническим уровнем. Это важнейший момент в понимании ката.»